Аквапланирование или "безопасность на мокрой дороге"

Эффект аквапланирования — полная потеря сцепления с дорожным покрытием, вызванная присутствием непрерывного водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо. Возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает выдавливать из-под себя воду, в итоге под колесом образуется водяная плёнка толщиной в несколько миллиметров и транспортное средство в буквальном смысле всплывает. Если под колесами зеркально гладкая трасса - риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом покрытии: на нем воде необходимо покрыть на несколько миллиметров все выступающие бугорки, дабы создать условия для того, чтобы автомобиль «поплыл».

Как избежать аквапланирования?

1) В ливень обязательно включите ближний свет — так другим водителям будет легче увидеть вашу машину, также, приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле.

2) На шины ложится основная задача по отводу воды из пятна контакта, поэтому следует внимательно следить за состоянием шин:

  • Открытый дизайн протектора& – т.е относительно малое количество резины находится в контакте с дорогой, протектор изобилует продольными канавками, соединительными каналами –перемычками с изогнутой в сечении формой (похожей на лопатки водяных турбин), обеспечивающими турбо-эффект. Яркая противоположность – спортивные шины – «слики» с отсутствием рисунка или максимально закрытым рисунком протектора, без водоотводящих каналов. Такие шины использовать в мокрую погоду нельзя.
  • Направленный рисунок протектора. Водоотводящие канавки чередуются в характерном порядке и образуют “V» — образную форму или ее элементы. Такие шины необходимо устанавливать с учетом направления их вращения. Многие производители шин обозначают свои продукты, стойкими к аквапланированию характерными названиями – Aquatread, Rain Master, Hydragrip или добавляют понятные пиктограммы, указывающими на отличительных особенностях таких шин эффективно противостоять дождевым атакам.
  • Как правило, кроме особенностей рисунка и формы протектора «дождевые» шины имеют в составе специальные добавки, улучшающие сцепные свойства шины при движении как по мокрому так и по сухому покрытию. Как любые современные шины, дождевые шины являются результатом компромисса. В жертву стойкости к аквапланированию и сцеплению на мокром покрытии приносятся другие качества – управляемость, износостойкость. Такие шины относительно шумны.
  • Абсолютной защитой от аквапланирования не обладает ни одна, даже самая совершенная шина и водителю следует помнить об этом. На аквапланирование влияет также регулировка давления в шинах. Недостаточное давление изменяет контур покрышки и сокращает распределение давления на средину протектора, шина при этом всплывает раньше времени.
  • Хлюпающие шумы снизу и повышенная легкость при управлении машиной – эти сигналы неизменно свидетельствуют об опасности аквапланирования. Стоит заметить, что аквапланирование не ограничивается факторами качества шин, существуют и другие, более спонтанные обстоятельства, например состояние амортизаторов — если амортизатор изношен, он намного повышает риск автомобиля попасть в аквапланирование. Так же существует влияние рулевого механизма и подвески.

3) В дождь двигаться медленно. Правило простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Опытные водители, способные предугадывать начало аквапланирования по косвенным признакам, могут ехать и быстрее. Но начинающим водителям следует быть крайне осторожными и не рисковать.

4) Перед лужей лучше отпустить педаль газа и преодолевать её по прямой. Отвод воды в продольном направлении у летних шин намного лучше, чем в поперечном, поэтому надо стараться преодолевать водные препятствия исключительно по прямой. Влетать в лужу лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте - проходить его следует «двойным входом»: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи. Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях речь идёт именно о тонком слое воды. Не стоит всё вышеприведённое рассматривать как описание того, что на современном автомобиле на хороших шинах можно штурмовать глубокие лужи на скорости в 50 км/ч.

Что делать, если аквапланирование началось?

1) Не поворачивать руль. Если всплывает одно или два колеса, то может начаться небольшой занос. Казалось бы, самое верное в этой ситуации действовать так же как на льду – повернуть руль в сторону заноса. Но делать этого категорически не следует. Объяснение этому очень простое - погасив скорость автомобиль рано или поздно коснётся твёрдой земли и если при этом колёса будут вывернуты, то автомобиль неминуемо развернёт – занос будет намного серьёзней, чем на водяной плёнке и справиться с ним будет очень сложно. Поэтому необходимо постараться удержать руль в положении, предшествующем началу аквапланирования. При контакте с твёрдой поверхностью руль может вырвать из рук, поэтому удерживать его надо крепко и двумя руками.

2) Тормозить двигателем. Ни в коем случае не используйте рабочие тормоза – это усугубит занос. Более того, так можно заглушить двигатель. Наилучший способ погасить скорость – торможение двигателем. В большинстве случаев для восстановления контакта с дорогой надо сбросить не так уж и много. Категорически нельзя прибавлять газ на автомобилях с передним приводом– правила, разработанные для гашения заноса на твёрдых покрытиях, при аквапланировании не работают. Поэтому вне зависимости от типа привода газ надо именно сбрасывать.

3) Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться, но если Вы всё же решили переправиться через глубокую лужу, то лучше всего подождать другую легковую машину и пройти по ее колее, но не раньше чем она выберется на берег и волны от нее успокоятся. Небольшие лужи пропускайте между колесами.

4) Если вода попадет на вентилятор и зальет систему зажигания, подождите несколько минут и попробуйте завестись — скорее всего вода успеет испариться на горячем двигателе. Если не помогло, выезжайте «на стартере» вперед или назад (куда ближе) и сушитесь уже на берегу. Не пытайтесь проскочить глубокую лужу на быстром ходу — поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее — в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу.

Этот сайт использует cookie-файлы. Мы сохраняем наши cookie-файлы и cookie-файлы третьих лиц на устройстве с целью улучшения навигации по сайту и совершенствования функциональности сайта.

Принимаю